Комбинированный урок по теме: «Начало Крестовых походов».
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с историей первого Крестового похода, его участниками, выяснить причины и последствия Крестовых походов
- Составить коллаж о Крестовых походах
Оборудование: Персональные компьютеры, Карта «Крестовые походы»
Раздаточные материалы:
— «Речь папы римского Урбана II»;
— таблица «Участники и их цели в Крестовых походах»;
— папка с материалами, необходимыми для составления коллажа
Класс: 6 класс
УМК, литература: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков.М.,
«Просвещение», 2022 г.
https://videouroki.net/
Учителя: Раздобурдина Т.Н., учитель истории и обществознания
Салова А.А., учитель информатики
Ход урока.
- Орг. момент.
Учитель истории: Здравствуйте. Сегодня проводим необычный урок. В чем необычность проведения его? (дети отвечают, что на уроке не один учитель, а два)
- Актуализация знаний. Звучит Колокольный звон.
Учитель : — Что это? Какая ассоциация у вас возникла с этим звуком?
— Где можно услышать колокольный звон?
— Да, это звук церковного колокольного звона. Его можно слышать в наше время, его слышали все верующие в средние века.
Вопросы классу: 1) Какую роль играла церковь в средние века?
2) Борьба за власть, богатство привели к разделу христианской церкви. Когда он произошел? (1054 г.)
3) Какие церкви образовались? (Православная и католическая)
Но и после раздела церковь больше всего хотела увеличить свое влияние, количество своих земель, богатство, укрепить власть.
О том, как она решила эту задачу или не решила –мы можем сейчас ответить на этот вопрос?Что мы должны сделать для этого?
Правильно. Продолжить изучение истории церкви.
Тема нашего урока «Начало крестовых походов» (сл. 1).
Походов было несколько, по нескольким версиям 6 — 9.
Сегодня мы изучим с вами первый поход. На примере его, что мы должны выяснить?
Чтобы узнать о первом крестовом походе, мы выясним истинные причины участников крестового похода; почему поход назывался крестовым, каким образом он происходил; каков был его итог?
План урока:
- Причины и цели Крестовых походов.
- Первый крестовый поход.
- Итог первого крестового похода. (Сл. 1)
- Изучение новой темы.
Учитель: В 1095 г. на равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II. Он призвал собравшихся людей «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину. Зачем?
Вспомните, где находится Святая земля. Где прошла земная жизнь Иисуса Христа?
(в Палестине)
Работа с картой (Сл. 2)
Работа с документом: «От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие, что народ Персидского царства, упорный и мятежный, неверный Богу, вторгся в земли этих христиан, опустошил их грабежами, огнём, а церкви Божьи либо срыл до основания, либо приспособил для своих обрядов. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего, которым ныне владеют нечестивые.
Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью и едва прокармливает тех, кто её обрабатывает. Иерусалим — край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. И этот царственный град жаждет освобождения, он не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку.
Пусть богатые помогут беднякам и на свои средства поведут с собою пригодных к войне.»
Вопросы: — К чему призывал папа Урбан II?
— Почему, по мнению папы, необходимо освободить Иерусалим?
(В Палестину надо идти, чтобы освободить Иерусалим, где находится Гроб Господень, от нечестивых.)
Учитель. Нечестивые – это турки — сельджуки, которые захватили Палестину в XI в. По своим взглядам они были сторонниками ислама. Папа Урбан ΙΙ призвал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти братьев христиан. Участникам похода папа обещал полное прощение грехов. Речь папы прерывалась криками: «Так хочет Бог!».
Многие тут же стали нашивать себе на одежды кресты из материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами, а сами походы – крестовые.(Работа с понятиями)
Крестоносцы, люди разных сословий, были уверены, что идут сражаться за святое дело, но были и «земные» причины походов.
Работа с текстом – с. 136 — 137
Задание: на основании текста, заполнить таблицу.(Сл.3)
Кто участвовал | К чему стремились |
Бедняки | |
Феодалы | |
Рыцари (в основном безземельные) |
Проверка заполненной таблицы.
Итак, каковы же были цели участников похода? (Сл. 4)
- Крестовый поход бедняков.(Работа с картой — сл. 5)
Раньше всех к Иерусалиму двинулись крестьяне. Весной 1096 г по Рейну и Дунаю потянулись толпы бедняков. Они соединились в 5 — 6 отрядов, насчитывавших 60 — 70 тысяч человек. Шли плохо вооруженными и без припасов к неведомой стране, занимаясь грабежами. Подходя к каждому городу, они спрашивали «Не Иерусалим ли это?» С большими потерями бедняки добрались до Константинополя; там они разрушали и поджигали дворцы и дома горожан. Император быстро их переправил в Малую Азию. Турки — сельджуки в первом же бою зарубили столько людей, что сложенные в одну кучу тела погибших, по словам современника, «образовали нечто высокой горы». Лишь немногие уцелели. Не свободу, а гибель нашли крестьяне на Востоке.
- Крестовый поход феодалов. – чтение текста учебника – с. 138 п. 3
Вопрос: как закончился первый крестовый поход?
Учитель: При изучении темы вы не увидели иллюстраций. Но вы сейчас сможете создать свою картину на тему «Начало крестовых походов.
- Работа с учителем информатики.
Учитель информатики.Повторить теоретический материал полученный на предыдущем уроке «Работа с выделенным фрагментом». Возможность вставки объекта из внешнего файла. При повторении материала учащиеся ещё раз проговаривают порядок выполнения действий.
Алгоритм: 1. Создать Презентация MicrosoftPowerPoint;
- Создать слайд (пустой);
- Вставка Таблица (по желанию, например, 5 ⁎ 4) Растянуть таблицу на весь слайд;
- Объединить ячейки (по желанию);
- Оформление полученных ячеек:
Формат фигуры Рисунок или текстура Вставить из: Файл Рабочий стол папка «История» Вставить (картинку по желанию);
- Офис Сохранить как Имя файла (Крестовые походы) Тип файла (Рисунок в формате JPEG) Сохранить (на рабочем столе).
Задание: работая в парах, создать коллаж из изображений расположенных в папке «История» находящейся на Рабочем столе ПК.
Критерии оценивания: Полученный коллаж должен отражать историческую часть заданного вопроса, на изображении должно находиться несколько вставленных из внешнего файла изображений, которые должны иметь соответствующие пропорции и отражения.
Сохранить данное изображение на рабочем столе с именем «Крестовый поход 6 В класс». Быть готовым аргументировать необходимость вставленных объектов.
Подведение итогов: Учащиеся демонстрируют свои работы, называя заданную тему и кратко комментируя изображенное на коллаже.
В конце урока по итогам выполнения заданий учащиеся получают оценку по истории: за работу на уроке с документом, текстом учебника, таблицей, ответы на вопросы и по информатике за работу с выделенным объектоми соответствие коллажа.
Закрепление: — Что такое крестовый поход?
— Каковыпричины участников крестового похода;
— Почему поход назывался крестовым?
— Выполнила ли церковь свои задачи в первом крестовом походе?
Почему же церковь организовала еще несколько Крестовых походов? Мы узнаем на следующем уроке.
Д/з: § 17, зад. 9 (заполнить графу про Первый крестовый поход)