gerb

МБОУ Кесовогорская СОШ

171470, Российская Федерация, Тверская область, Кесовогорский район, п. Кесова Гора, ул. Ленинградская, 2

Роль школьного музея в образовательном процессе.

В настоящее время в современном мире происходят большие изменения. Не миновало это и систему образования. Появились новые подходы к содержанию образования, в том числе музейная педагогика.

Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества велика. Потому что музеи дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее, они хранители социальной памяти. И сегодня музеи становится не только культурным, но и образовательным пространством.

В образовательных учреждениях стали уделять большое внимание музейной педагогике. Потому что в наше непростое время необходимо развивать патриотические чувства подрастающего поколения. С помощью музейной педагогики можно формировать нравственные, гражданско-патриотические чувства у школьников.

В технологии музейной педагогики заложены большие возможности. Это и привитие интереса к урочной и внеурочной деятельности, эмоциональное воздействие и, конечно, самореализация. Все это призвано решить задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций школьника, его успешной социализации в обществе.

Сегодня школьный музей выполняет различные функции: образовательную, развивающую, просветительскую или познавательную и воспитательную.

Школьный музей –это средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно –исследовательской и проектной деятельности. Музейная педагогика предполагает проведение уроков по различным дисциплинам в помещении музея или с использованием экспонатов на базе школы.

Музейные предметы можно использовать на уроках истории как дополнение к рассказу, как символ эпохи, как начало к исследованию.

В нашей школе музей является составляющей частью воспитательной работы по формированию и развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся. В музее можно подобрать необходимый материал для тематических классных часов, уроков Мужества.

Музейные уроки предоставляют большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности. Вопрос музейной педагогики чрезвычайно актуальный, поскольку практическое применение новейших методов и форм работы в формате «школа-музей» дает определенные результаты в процессе формирования знаний и умений школьников, в их патриотическом и эстетическом воспитании.

Применение в учебном процессе музейных предметов дает воспитательные результаты:  формируется уважение к своей стране, к малой родине, мотивация к изучению родной истории, воспитывается уважение к предыдущим поколениям, сохранять и поддерживать историю и традиции родной школы, родного поселка.

Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских, районных музеев.

За технологией музейной педагогики будущее, т.к. без памяти о прошлом, нет будущего.

Дата обновления страницы: 06.12.2023